Почему некоторые организации прекращают свое существование? В данной ситуации обычно мало кто хочет углубляться в формальности, и сам собой напрашивается ответ: «Всему виной кризис в стране!» или другая напасть, но как-то все само не заладилось.
Существует ряд проблем, с которыми сталкиваются организации малого и среднего бизнеса на протяжении своего жизненного цикла. Эти проблемы очевидны, часто собственникам бизнеса они кажутся мало значительными, а тем более неспособными повлиять на процветание или дальнейшее существование фирмы. В реалиях Российского бизнеса принято на первый план ставить проблемы и задачи, связанные с финансовой деятельностью компании. Несомненно, обороты и прибыль – это главный показатель успешности.
Но если посмотреть глубже, сильная реакция на внешние шоки – в виде каких-либо локальных проблем или финансово-экономических кризисов, чаще всего свидетельствуют о внутренних «болезнях» организации, которые, оставаясь длительное время нерешенными, ведут к значительным потерям позиций на рынке. А если события разворачиваются по самому негативному сценарию, то и к прекращению деятельности и ликвидации компании.
Давайте рассмотрим подробнее что это за «болезни» и откуда они берутся. По результатам проведенных исследований организаций малого и среднего бизнеса различных сфер деятельности, собственниками и руководителями компаний был определен ряд проблем, препятствующих нормальному развитию и функционированию бизнеса. Сопоставив полученную информацию, оказалось, что как правило видение проблем представителями разных компаний очень похоже по содержанию и сути.
Ниже приведен список, тех самых проблем, которые являются ключевыми.
1. HR – политика. В большинстве компании есть Рекрутер или Ресечер, но как показывает практика, наличие данного сотрудника не дает никаких гарантий того, что в компании отсутствуют проблемы, связанные с подбором персонала. Здесь на первый план выходят такие трудности как: отсутствие в компании продуманной системы поиска, привлечения или выращивания специалистов и руководителей, т.к. некогда, некому или вовсе нет идей - как это делать. Отсутствует кадровый резерв или дублирующий персонал. Например, при болезни одного сотрудника вся деятельность, который он занимается, останавливается на неопределенный срок. Дает о себе знать и такая проблема как недостаток знаний и навыков у сотрудников.
2. Отсутствие команды. Нет системы взаимозаменяемости и командной работы. Отсутствие инициативы у сотрудников. Часто коллектив не волнует положение дел в компании, работа строится исключительно по команде руководителя, что ведет к крайне низкой производительности труда и лишним затратам. Сюда же относится отсутствие формирования командного духа, в связи с чем при возникновении проблем внутри коллектива не происходит поиска решения.
3. Отсутствие мотивации, клиентоориентированности. Сотрудники не видят оценки результатов своей деятельности, в связи с чем возникает слабая мотивация к своим прямым обязанностям. Объем обязанностей, предполагаемых для каждого отдельно взятого сотрудника, превышает прописанные в должностной инструкции или заявленные при приеме на работу, что снижает производительность труда. Не определена или не прописана структура полномочий сотрудников. Отсутствие стандартов и правил работы. А так же нехватка технологичности бизнес-процессов. Низкая клиентоориентированность и иждивенческие настроения в коллективе («мы приходим на работу, а вы платите нам за это»). При чем из всех перечисленных здесь пунктов, развивать клиенторроиентированность сотрудников, повышать лояльность клиентов и совершенствовать качество обслуживания, самая простая задача. Услуга Тайный покупатель в настоящее время очень распространена и уже давно стоит недорого.
4. У собственников отсутствует видение будущего, в связи с чем, отсутствует стратегия развития. Цели собственников, зачастую, не ясны, поэтому не обсуждаются в управленческой команде и коллективе.
Цикличность проблем стоящих перед компанией, возникает в связи с отсутствием стратегии их решения и доведения этого решения до конца.
5. Отсутствие системы управления маркетингом и продажами. У компании есть цель продать, есть понимание, что присутствуют конкуренты и они чем-то лучше, но анализ конкурентов не производится, при чем, анализировать нужно не только цены конкурентов, но и предложения, а так же преимущества. Нужно учитывать тот факт, что рынок наполнен одинаковым товаром, клиенты лояльны не компании, а конкретным продавцам. Есть информация из CRM-базы, но нет достойного применения. В связи с чем, продвижение не эффективно, а выручка падает.
Проанализировав детально все перечисленные проблемы, очевидно, что наибольшее влияние на «здоровое» функционирование компаний малого и среднего бизнеса оказывают проблемы вовсе не связанные с финансовой деятельностью компаний. Финансовые затруднения – это, в большинстве случаев, следствие не решенных во-время внутренних проблем компании.